Программа-Юные-художники-2023-2024 (2)

1

Оглавление
1. Пояснительная записка ……………………………………………………3
2. Учебный план………………………………………………...……………15
3.Учебно-тематический план……………………………………………….16
4. Содержание программы…………………………………………………..18
5. Ресурсное обеспечение программы……………………………………...23
6. Список литературы и интернет-ресурсов……………………………….25

2

Краткая аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Акварелька» предназначена для дошкольников 4-5 лет, проявляющих
интерес к художественному творчеству. Дети получают знания во владении
разными приёмами работы с графическими материалами, способностью
изображения предметов и сюжетов и правильному использованию средств
художественного выражения (цвет, линия, объём) для осуществления
своего замысла.
1.Пояснительная записка
Направленность программы
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварелька»
имеет художественную направленность.
Исходя из закона об Образовании РФ, содержание образовательной
области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная
деятельность) направлено на достижение целей формирования интереса к
эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение
потребностей детей в самовыражении через решение следующих задач:
-развитие продуктивной деятельности детей;
-развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Дополнительная Общеразвивающая программа «Акварелька» носит
инновационный
характер,
решение
этих
задач
осуществляется
посредством использования различных техник нетрадиционного рисования
(рисование пальчиками, ладошкой, тычком, набрызг, кляксография,
монотипия и т.д.)
Актуальность программы
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»
определен в качестве принципа государственной политики гуманистический
характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного
развития личности. Практический гуманизм предусматривает обеспечение
комплекса условий для развития каждого человека как высшей
самостоятельной ценности, как индивидуальности.
Развитие творческого потенциала, разнообразных способностей детей –
актуальные проблемы современной педагогики. Педагоги и психологи,
занимающиеся проблемой развития художественного творчества и
способностей детей, отмечают, что различные
виды продуктивной
деятельности, в частности применение
нетрадиционных
технологий, экспериментирование влияет на развитие способностей к
творчеству. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности «Акварелька» разработана
в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, по
запросам родителей детей, посещающих МАДОУ «Детский сад п.
Кулотино». Программа предоставляет широкие возможности для развития
творческих способностей, самовыражения и интереса к изобразительной
деятельности.
3

Актуальность данной программы обусловлена и ее практической
значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический
опыт в самостоятельной деятельности. Организация выставок дает детям
возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Выполненные на занятиях работы могут быть использованы как подарки для
родных и друзей, могут применяться в оформлении кабинета. Каждый
ребенок видит результат своего труда, получает положительные эмоции.
Таким образом, нормативными основаниями для
создания
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
технической направленности послужили следующие документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р);
- План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден
распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945р);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, 3
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного образования детей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

4

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
Новизна программы
Для развития воображения, творческого мышления (его гибкости,
оригинальности, творческой активности как составляющих творческого
потенциала личности) в практике дошкольного художественного образования
рекомендуется использовать альтернативные техники
рисования, демонстрирующие
необычное сочетание материалов и
инструментов. Несомненным достоинством таких техник является
универсальность использования. Технология их выполнения интересна и
доступна детям дошкольного возраста. У ребят развивается вкус к познанию
нового, исследованиям, эксперименту. При этом обогащается и
активизируется словарный запас, пробуждается их воображение.
Используя и комбинируя разные способы изображения, ребята учатся
думать, самостоятельно решать какую технику применить, чтобы тот или
иной образ получился наиболее выразительным. Альтернативные техники
изображения требуют соблюдения последовательности производимых
действий. Так у детей развивается память, они учатся планировать процесс
рисования. Многие виды альтернативного рисования способствуют
коррекции мелкой моторики пальцев рук. Они требуют точности и быстроты
действия, умения определять силу нажима на материал или на инструмент.
Всё выше изложенное позволяет сделать вывод, что рисование, с
использованием нетрадиционных техник, может помочь обеспечить
всестороннее развитие ребенка, создать
обстановку эмоционального
благополучия, наполнить её интересным
содержанием, яркими,
положительными эмоциями, предоставить возможность каждому пережить
радость творчества, способствует наибольшему развитию художественнотворческих способностей детей.
Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать
себя свободными, раскрепощенными, увидеть и передать на бумаге то,
что обычными способами сделать труднее. А главное, нетрадиционные
техники рисования дают ребенку возможность удивиться и
порадоваться миру, активизировать поисково-исследовательскую
деятельность.
Поэтому это направление
было
выбрано
в
качестве программы индивидуального развития педагога. В качестве основы
для составления данного перспективного плана было выбрано пособие
Никитиной А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
5

Педагогическая целесообразность
Ведущая потребность в этом возрасте 5-6 лет – потребность в
общении и творческая активность. Чем больше ребёнок видит, слышит,
переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его
воображения.
Восприятие «красивого» в процессе занятия художественным трудом
формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к
искусству и к чужому труду.
В этом возрасте ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть
действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и
изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности,
изменить то, к чему прикасается.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить
общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги,
ниток, пластилина, природного материала и т.д. Создание поделок
доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое
огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка
стремление добиваться положительного результата.
Программы должны быть направлены на то, чтобы через труд, игру и
искусство приобщить детей к творчеству. Именно в этом возрасте важно
формировать чувство прекрасного.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе через
работу с подручными материалами, которая включает в себя различные виды
создания образов предметов из пластилина, ниток, природного или бросового
материалов.
В процессе работы с этими материалами дети познают свойства,
возможности их преобразования и использование их в различных
композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания
эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные
представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Как писал Василий Александрович Сухомлинский: «Истоки
творческих способностей и дарования детей - на кончиках их
пальцев…Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем
умнее ребенок». Программы художественной направленности позволяют
развивать логическое мышление обучающихся, привить первые
навыки
моделирования.
В этом возрасте необходимо прививать интерес к размышлению и
рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от
прилагаемых усилий и получаемого результата. Важно, чтобы детям
сопутствовал успех.
В процессе освоения программ, у обучающихся
развивается
творческий характер, исследовательский интерес, заключающийся в
знакомстве и познании свойств разнообразных материалов, используемых в
работе.

6

Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста
эстетического отношения и художественно – творческих способностей в
изобразительной деятельности.
Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:
 Образовательные (обучающие):
-Оказание детям помощи в овладении различными изобразительными
средствами и материалами, сочетания техник рисования; поощрения
самостоятельного экспериментирования с художественными материалами.
-Развитие чувства ритма, цвета, формы, композиции;
-Развитие
воображения, фантазии, эстетического восприятия,
эмоциональной сферы;
-Экологическое и эстетическое воспитание дошкольников.
Исходя из основных задач, разработан перспективный план. Темы
занятий спланированы на весь учебный год помесячно с указанием техники
или основного изобразительного материала.
1. Воспринимать свет и тень.
2. Воспринимать пространство.
3. Определять соотношение предметов и их частей.
4. Восприятие краев предмета.
5. Рисование объектов по памяти.
6. Рисовать с помощью воображения.
- Раскрепостить, убрать и раздвинуть рамки для свободного творчества;
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к
художественной деятельности;






 Развивающие:
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность,
пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих
работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные
чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
- Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего
мира
 Воспитательные:
7

- Воспитывать художественный вкус
- Привить любовь и уважение к различным видам искусства;
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным
трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Возраст детей
Программа «Акварелька» адресована обучающимся старшего
дошкольного возраста (4-5 лет).
Характеристика особенностей развития детей 4-5 лет
Дети пятого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и
строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие
сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно
взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается
от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и
понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых,
одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При
распределении ролей могут возникать конфликты, связанные
с
субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового
пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В
игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре
«Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве
периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся
разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это
возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны
создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по
содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации,
и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой
схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться
оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и
динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер;
достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с
небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение
человека становится более детализированным и пропорциональным. По
рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном
состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в
которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные
детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в
зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом
обследования образца. Дети способны выделять основные части
предполагаемой
постройки.
Конструктивная
деятельность
может
осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется
Конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз
8

(два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два
способа конструирования: 1) от природного материала к художественному
образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа,
дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к
природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того
чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины,
строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют
не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые
оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают
величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или
убыванию — до 10 различных предметов.
Однако
дети
могут испытывать
трудности
при
анализе
пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствие
формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том,
что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольника
известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать
несколько различных и при этом противоположных признаков.
В среднем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное
мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и
совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности
объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения
окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять
адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить
схематизированные представления, которые возникают в процессе
наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие
представления детей о системе признаков, которыми могут обладать
объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования
различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений):
представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и
уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о
развитии и т.д.
Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является
основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей
еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют
объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают
формироваться операции логического сложения и умножения классов.
Так, например, среднего возраста дошкольники при группировке
объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети среднего
дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные
объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их
наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять
9

достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения
специальной работы по его активизации.
Продолжают
развиваться
устойчивость, распределение,
переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к
произвольному вниманию.

10

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.
Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и
сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная
выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в
повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют
практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче
становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по
картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в
игровой деятельности; структурированием игрового
пространства;
дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся
высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного
способа обследования образца; усвоением обобщенных способов
изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм
объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных
средств (схематизированные представления, комплексные представления,
представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать,
причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 год, всего 32 занятий, 10,5 часов.Формы
организации деятельности: групповая, подгрупповая, парная,
индивидуальная формы работы.
Формы
обучения:
используются
теоретические,
практические,
комбинированные. Виды занятий определяются содержанием программы и
предусматривают: игры-практикумы, мастерские, беседы, дидактические
игры, участие в творческих конкурсах художественной направленности,
самостоятельную работу, творческие выставки.
Методы, применяемые в работе с дошкольниками:
1.Эмоциональный настрой – использование музыкальных
произведений;
2.Практические – упражнения;
3.Игровые методы;
4.Словесные методы – рассказы, беседы;
5.Словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка;
6.Наглядные методы и приемы – просмотр мастер-классов на
компьютере.
Все методы используются в комплексе.
Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и
для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов
дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается
11

благоприятный эмоциональный фон, способствующий
формированию
творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный
в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественнополезной деятельности.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.
Длительность кружкового занятия -20 минут. Занятия проводятся с октября
по май. Всего 32 занятий.
Деятельность проводится в форме художественно-изобразительной
деятельности. Темы практических занятий соответствуют тематике
календарно-тематического планирования в ОУ на 2023-2024 учебный год в
средней группе (темы могут меняться в зависимости от тематике недель).
Воспитатель самостоятельно планирует и решает, какой рисунок детского
творчества будут рисовать дети в соответствии с тематикой недели. На
каждом занятии по выбору воспитателя проводится физкультурная минутка и
пальчиковая гимнастика по теме недели.
Количество детей на занятии – 15-20 человек. Занятия проводятся в
специально оборудованном помещении – художественно-эстетической
студии детского сада. Для успешной реализации программы необходимы
материальная база, изобразительные материалы.
Ожидаемые результаты
Данный курс должен способствовать на конец года:- развитие мелкой
моторики рук;
- обострение тактильного восприятия;
- улучшение цветовосприятия;
- повышение уровня воображения и самооценки;
-расширение и обогащение художественного опыта;
-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств
выразительности.
К концу года дети должны:
В ходе процесса обучения рисования дети должны освоить начальные
навыки изобразительной деятельности и дизайнерского искусства, воплощать
свои идеи, свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков,
выбирать средства выразительности для выражения задуманного образа,
получать удовлетворение от занятий.
Последовательно рисовать отдельные предметы, предметы природы;
Составлять композицию из предметов;
Последовательно работать над живописным изображением рисунка;
Применять разные техники изображения.
12

Критерии оценки достижения планируемых результатов
При оценке качества реализации программы применяются следующие
критерии:
1. Качество знаний, умений, навыков;
2. Творческая активность;
3.Оригинальность решения задач;
4. Эмоционально-художественная настроенность;
5. Достижения.
Оценочные материалы программы разработаны с учетом требований к
стартовому уровню освоения учебного материала и предусматривают
отслеживание уровня начальных навыков овладения изобразительной
деятельностью.

13

май

сен ябрь

январь

Тест на
Определен
ие работы

май

Гармон
ия
цветов

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

Контрас Воздушна
ты
я
форм перспекти
ва

сентябрь

Цветов
ая
гамма
красок

май

Использов
ание
Основных
и
дополните
льных
цветов

май

Основы
цветоведен
ия

сентябрь

ФИ ребенка

май

№

сентябрь

Мониторинг детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Диагностика: Низкий уровень: 1 балл;
средний уровень: 2 балла;
высокий уровень: 3 балла

14

На основании мониторинга уровня развития творческих способностей
каждого ребенка, в процессе кружковых занятий, педагогом делаются
определенные
педагогические
выводы
с
целью
дальнейшего
совершенствования процесса взаимодействия и корректировки усилий
педагога для достижения наиболее качественных результатов работы по
всестороннему развитию личности каждого ребенка.
Результативность освоения детьми программы осуществляется с
помощью различных способов проверки:

текущий контроль знаний в процессе устного опроса;

текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за
индивидуальной работой;

взаимоконтроль;

самоконтроль;

создание маленьких уголков РППС по тематике недель;

участие в конкурсах по художественно изобразительной
деятельности, художественной направленности.
Форма подведения итогов
Для подведения итогов в программе используются продуктивные
формы: выставки творческих работ по тематике недель согласно
календарно-тематическому планированию на 2023-2024 уч.год, участие
в конкурсах художественной направленности.
Отчетность данного курса предусматривает фотоотчет итоговой
композиции за соответствующий квартал учебного года согласно
тематике (по теме сезона, праздничной даты, события в ДОУ).
2. Учебный план
№
п/п
1
2

3
4
5
6
7

Название раздела, темы
Всего
Мониторинг
Штриховка
Рисование гуашью
Рисование акварелью
Рисование карандашами
Техника
рисования
восковыми мелками
Тычек
Всего часов

Количество часов
Теория Практика

Формы аттестации/
контроля
Самостоятельная работа
Самостоятельная
работа/Итоговая
коллективная работа
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа

3. Учебно-тематический план
15

№ месяц

1

Октябрь

2

Время
проведен
ия

Форма
заняти
я

15.3015.50
четверг
15.3015.50
четверг

3

4

5 Ноябрь
6

15.3015.50
четверг
15.3015.50
четверг
15.3015.50
четверг
15.3015.50
четверг

7

8

9 Декабрь
1
0
1
1
1
2
1 Январь
3

15.3015.50
четверг
15.3015.50
четверг
15.3015.50
четверг
15.3015.50
четверг
15.3015.50
четверг
15.3015.50
четверг
15.3015.50
четверг

Тема занятия

Место
проведения

очная

Колво
часо
в
1

«Нетрадиционное
рисование»

Изостудия

очная

1

«Дождливый день»

Изостудия

очная

1

«Деревья и кусты»

Изостудия

очная

1

«Яблоко»

Изостудия

очная

1

«Лес осенью, грибы»

Изостудия

очная

1

«Птицы осенью»

Изостудия

очная

1

«Ежик»

Изостудия

очная

1

«Ковер»

Изостудия

очная

1

«Зимушка- зима»

Изостудия

очная

1

«Шапка и варежки»

Изостудия

очная

1

«Узоры на окне»

Изостудия

очная

1

«В гости елка к нам
пришла»

Изостудия

очная

1

«Снежинки»

Изостудия

16

1
4
1
5
1
6
1 Февраль
7
1
8
1
9
2
0
2 Март
1
2
2
2
3
2
4
2 Апрель
5
2
6
2
7
2
8

очная

1

«Снеговик»

Изостудия

очная

1

«Белая береза»

Изостудия

очная

1

«Зимний лес»

Изостудия

15.3015.50
четверг
15.3015.50
четверг

очная

1

«Кто живет в зимнем
лесу»

Изостудия

очная

1

«Веселые и грустные
кляксы»

Изостудия

15.3015.50
четверг
15.3015.50
четверг

очная

1

«Птицы зимой»

Изостудия

очная

1

«Открытка для папы» Изостудия

15.3015.50
четверг
15.3015.50
четверг

очная

1

«Ваза с цветами»

Изостудия

очная

1

«Весна красна»

Изостудия

15.3015.50
четверг
15.3015.50
четверг

очная

1

«Подарок маме»

Изостудия

очная

1

«Избушка для
зайчика»

Изостудия

15.3015.50
четверг
15.3015.50
четверг

очная

1

«Цветик –
семицветик»

Изостудия

очная

1

«Космос»

Изостудия

15.3015.50
четверг
15.3015.50

очная

1

«Бабочки»

Изостудия

очная

1

«Одуванчики»

Изостудия

15.3015.50
четверг
15.3015.50
четверг
15.3015.50
четверг

17

четверг
2 Май
9
3
0
3
1
3
2

15.3015.50
четверг
15.3015.50
четверг

очная

1

«Чайный сервиз»

Изостудия

очная

1

«Веселые Матрешки» Изостудия

15.3015.50
четверг
15.3015.50
четверг

очная

1

«Яблоня в цвету»

Изостудия

очная

1

«Радуга- дуга, не
давай дождя»

Изостудия

4 Содержание программы
№ Тема занятия
1 «Нетрадиционное
рисование»

2

«Дождливый день»

3

«Деревья и кусты»

4

«Яблоко»

5

«Лес осенью. Грибы»

6

«Птицы осенью»

Цель
Познакомить с
нетрадиционной
техникой рисования,
продолжить учить
смешивать краски для
получения разных
оттенков
Закреплять приемы
рисования гуашью.
Учить накладывать один
цвет на другой по мере
его высыхания. Развивать
воображение и
творческие способности
Учить рисовать дерево,
передавая его строение
(ствол, сучья, хвоя)
Формировать умения
раскрашивать картинки в
одном направлении.
Учить использовать
графитный карандаш.
Формировать умения
раскрашивать картинки в
одном направлении.
Учить использовать
графитный карандаш
Учить обводить контур
ладошки цветным
карандашом. Учить
придавать знакомому
предмету новый образ с
помощью
дополнительных деталей.
Развивать
наблюдательность и
воображение.

Оборудование
Альбомный лист А4,
шпагат, гуашь

Альбомный лист А4,
простой карандаш.
Гуашь. Техника
разбрызгивания.
Альбомный лист А4,
гуашь, техника
разбрызгивания,
простой карандаш.
Альбомный лист А5,
цветные карандаши
Альбомный лист А5,
цветные карандаши,
простой карандаш
Альбомный лист А4,
цветные карандаши,
простой карандаш,
восковые мелки

18

7

«Ежик»

8

«Ковер»

9

«Зимушка- зима»

10 «Шапка и варежки»

11 «Узоры на окне»

12 «В гости елка к нам
пришла»

Воспитывать любовь к
птицам. Продолжить
учить понимать и
анализировать
содержание
стихотворения.
Оттиск скомканной
бумагой. Учить
отображать особенности
фактуры изображаемого
предмета. Развивать
образное мышление при
отгадывании загадок.
Учить рисовать на ковре
узоры в виде длинных
несоприкасающихся
линий. Развивать у детей
эстетическое восприятие,
фантазию и воображение.
Воспитывать любовь к
русским песням.
Упражнять в сочетании
цветов. Развивать
художественный вкус
Учить смешивать краски
для получения разных
оттенков одного цвета.
Продолжить учить
рисовать всем ворсом
широкие линии и
кончиком кисти тонкие
линии. Закреплять
умение использовать
метод примакивания.
Учить рисовать предметы
одежды. Продолжить
учить самостоятельно
придумывать узоры и
украшать одежду в одном
стиле и цвете.
Формировать чувство
композиции и ритма.
Формировать
представления о
холодных и теплых
тонах, учить различать
их. Упражнять в
смешивании красок и
получении новых цветов.
Учить рисовать картину,
используя холодную
гамму цветов.
Продолжить
использовать слова:
«художник», «пейзаж»,
«палитра», «холодные
тона»
Развивать умение
вписывать изображение в
лист. Учить передавать
особенности
изображаемого предмета,

Альбомный лист А4,
бумага для
скомкывания, гуашь

Альбомный лист А5,
простой карандаш,
восковые мелки

Альбомный лист А4,
гуашь, простой
карандаш

Альбомный лист А4,
гуашь, простой
карандаш

Альбомный лист А4,
гуашь

Альбомный лист А4,
гуашь

19

13 «Снежинки»

14 «Снеговик»

15 «Белая береза»

16 «Зимний лес»

17 «Кто живет в лесу зимой»

18 «Веселые и грустные
кляксы»

используя тычок жесткой
полусухой кистью.
Добиваться
выразительности образа
путем контрастного
сочетания цветов
Учить рисовать
восковыми мелками или
свечой снежинки
разнообразными линиями
(короткими, длинными,
закругленными).
Продолжить закреплять
умение тонировать лист
бумаги. Продолжить
учить детей понимать и
анализировать
содержание
стихотворения. Развивать
воображение, фантазию и
художественный вкус.
Продолжить учить
передавать особенности
изображаемого предмета,
используя тычок жесткой
полусухой кистью.
Воспитывать
отзывчивость и доброту.
Развивать умение
вписывать изображение в
лист. Учить передавать
особенности
изображаемого предмета,
используя тычок жесткой
полусухой кистью.
Продолжить учить детей
понимать и
анализировать
содержание
стихотворения. Развивать
воображение, фантазию и
художественный вкус.
Добиваться
выразительности образа
путем контрастного
сочетания цветов
Учить рисовать дерево,
передавая его строение
(ствол, сучья, хвоя).
Передавать красоту
зимнего леса.
Учить дополнять зимний
пейзаж обитателями леса.
Закреплять умение
рисовать животных.
Развивать фантазию,
воображение и
творчество.
Познакомить детей с
новым способом
изображениякляксографией, показать

Альбомный лист А4,
гуашь

Цветная бумага,
гуашь.

Альбомный лист А4,
гуашь

Альбомный лист А4,
гуашь
Альбомный лист А4,
гуашь

Альбомный лист А4,
гуашь

20

19 «Птицы зимой»

20 «Открытка для папы»

21 «Ваза с цветами»

22 «Весна красна»

23 «Праздник мамы»

ее выразительные
возможности. Учить
придавать полученным
кляксам настроение.
Развивать
наблюдательность,
фантазию, воображение,
интерес к творчеству.
Учить обводить контур
ладошки цветным
карандашом. Учить
придавать знакомому
предмету новый образ с
помощью
дополнительных деталей.
Развивать
наблюдательность и
воображение.
Воспитывать любовь к
птицам. Продолжить
учить понимать и
анализировать
содержание
стихотворения.
Учить рисовать простым
карандашом предметы,
передавая форму
основных частей, их
расположение и размеры
Учить смешивать краски
для получения разных
оттенков одного цвета.
Продолжить учить
рисовать всем ворсом
широкие линии и
кончиком кисти тонкие
линии. Закреплять
умение использовать
метод примыкания.
Освоить технику с
мыльным раствором.
Учить смешивать краски
для получения разных
оттенков одного цвета.
Продолжить учить
рисовать всем ворсом
широкие линии и
кончиком кисти тонкие
линии. Закреплять
умение использовать
метод примыкания.
Развивать
художественное
восприятие образа
человека. Продолжить
учить передавать в
рисунки черты лица.
Учить рисовать по
памяти портрет мамы
(голову и плечи).
Воспитывать любовь к
своим близким

Альбомный лист А5,
гуашь, цветные
карандаши

Альбомный лист А5,
гуашь, цветные
карандаши
Альбомный лист А4,
простой карандаш,
акварель, мыльный
раствор.

Альбомный лист А4,
простой карандаш,
акварель

Альбомный лист А4,
цветные карандаши

21

24 «Избушка для зайчика»

25 «Цветик- семицветик»

26 «Космос»

27 «Бабочка»

28 «Одуванчик»

29 «Чайный сервиз»

Познакомить детей с
новым способом
изображения- рисование
на пене, показать ее
выразительные
возможности. Учить
придавать полученным
разводам настроение.
Развивать
наблюдательность,
фантазию, воображение,
интерес к творчеству.
Продолжать знакомить
детей с цветами радуги.
Учить аккуратно
закрашивать предмет
гуашью, давая краске
подсохнуть. Закреплять
умение передавать
разные цвета и оттенки,
смешивая краски с
белилами. Воспитывать
эстетический вкус и
чувство цвета.
Рассказать детям о
первом человеке,
полетевшим в космос, Юрии Гагарине. Учить
рисовать восковыми
мелками космос, звезды,
планеты, ракету.
Продолжить знакомить
детей с новым способом
передачи изображенияпредметной монотипией.
Учить рисовать на
мокром листе бумаги.
Развивать фантазию и
воображение.
Воспитывать
самостоятельность при
выполнении работы,
эстетический вкус и
чувство цвета. Развивать
образное мышление.
Продолжить учить
передаватьв рисунке
форму и строение
предмета, использовать
разные техники
(рисование втулкой,
кисточкой и тычком
жесткой полусухой
кисти). Развивать
воображение, учить
видеть в знакомом
предмете новый образ.
Учить смешивать краски
для получения разных
оттенков одного цвета.
Продолжить учить
рисовать всем ворсом

Альбомный лист А42 шт., пена для
бритья, гуашь

Альбомный лист А4,
гуашь, простой
карандаш.

Альбомный лист А4,
восковые мелки,
простой карандаш,
гуашь.
Альбомный лист А4,
гуашь

Альбомный лист А4,
гуашь, втулка.

Альбомный лист А4,
простой карандаш,
акварель

22

30 «Веселые Матрешки»

31 «Яблоня в цвету»

32 «Радуга- дуга, не давай
дождя»

широкие линии и
кончиком кисти тонкие
линии. Закреплять
умение использовать
метод примыкания.
Учить рисовать предметы
одежды. Продолжить
учить самостоятельно
придумывать узоры и
украшать одежду в одном
стиле и цвете.
Формировать чувство
композиции и ритма.
Закреплять
представления о
холодных и теплых
тонах, учить различать
их. Упражнять в
смешивании красок и
получении новых цветов.
Учить рисовать картину,
используя холодную
гамму цветов.
Продолжить
использовать слова:
«художник», «пейзаж»,
«палитра», «теплые тона»
Продолжать знакомить
детей с цветами радуги.
Учить аккуратно
закрашивать предмет
гуашью, давая краске
подсохнуть. Закреплять
умение передавать
разные цвета и оттенки,
смешивая краски с
белилами. Воспитывать
эстетический вкус и
чувство цвета.

Альбомный лист А4,
простой карандаш,
акварель

Альбомный лист А4,
простой карандаш,
акварель

Альбомный лист А4,
простой карандаш,
акварель

5. Ресурсное обеспечение программы
Информационно-методическое обеспечение включает себя:
-календарно-тематическое планирование ДОУ;
-схемы построек;
-технологические карты;
- разработки из опыта работы (дидактические игры, упражнения).
Применяемые технологии и средства обучения и воспитания:
На кружковых занятиях используются элементы педагогических технологий:
здоровьесберегающие
технологии;
технологии
проектной
деятельности,
технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные
технологии, личностно-ориентированные технологии, игровая технология.
Средства обучения: визуальные: карточки, схемы, фото-образцы,
иллюстрации картин художников; аудиальные: магнитофон, музыкальные
инструменты; аудиовизуальные: телевидение, презентации.
Материально-техническое обеспечение:
Занятия художественно-эстетической деятельностью проводятся в
23

специально оборудованном помещении – художественно-эстетической студии
детского сада, соответствующей требованиям СанПиН и техники безопасности.
Характеристика помещения для занятий по программе
Параметры
Общая площадь (кв. м)
Освещение естественное
Освещение искусственное
Уровень освещенности
Наличие системы пожарной безопасности
Наличие системы отопления
Возможность проветривания помещения
Поверхность пола – линолеум, ковер
Мольберт
Столы и стулья

Характеристика параметров
24,5
3 окна
лампы дневного света с защитой
норма
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеются

24

Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для
реализации программы:
- альбомные листы формата А-4;
- гуашь;
- акварельные краски;
- кисти разного размера;
- простые карандаши;
- цветные карандаши.
6. Список литературы и интернет-ресурсов
1. Правополушарное рисование: методика, техники и упражнения
Искусство и развлечения Искусство Авт. Анастасия Истомина, 2015г.
2. «Открой в себе художника», Бетти Эдвардс, 1979г.
3.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г..
4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для
воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
5. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» М.:«Карапуз», 2009
6. И. Лыкова «Цветная мозаика» М. ,2000.
7. О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить
творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
8.Д.Н. Колдина «Рисование с детьми» 5-6 лет.
Электронно-образовательные ресурсы:
1.Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/page/poisk-posaitu
2. Международный образовательный портал http://www.maam.ru
3. Сайт для воспитателей http://dohcolonoc.ru
4. Проект для учителей https://multiurok.ru

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».