умелые ручки 2023 (с изменениями)

1

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление
1. Пояснительная записка
1.1.
Введение
1.2.
Направленность программы
2. Учебный план программы
3. Содержание программы
4. Ресурсное обеспечение программы
5. Список литературы
Приложение: Календарно-тематический план

Стр.
3
3
5
9
10
12
12
14

2

1.Пояснительная записка
1.1. Введение
Одна из целей, связанных с модернизацией содержания общего
образования, является гуманистическая направленность образования. Она
обуславливает личностно - ориентированную модель взаимодействия,
развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
Данная программа актуальна, так как на современном этапе есть
необходимость в развитии творчества, фантазии, что, несомненно, будет
способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная
работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается
чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к
труду других.
Программа комплексно направлена на практическое воплощение новых идей
и подходов, связанных с развитием конструктивной и практической
деятельности и формированием на этой основе психологических
предпосылок трудовой деятельности, у детей 4 – 7лет.
Отличительной особенностью данной программы является усиленное
развитие творческих способностей ребенка.
В основу программы положены технология развития у детей умений,
навыков и способностей к творчеству в лепке, аппликации, художественному
труду, конструированию из природного материала. У детей данного возраста
четко выражена направленность на получение качественного результата - это
является необходимым условием полноценного трудового воспитания.
Художественный и ручной труд в дошкольном детстве является, прежде
всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума,
творческих сил, т.е. общего развития ребенка. Это и есть концептуальная
основа данной программы.
На основе эстетических знаний и художественного опыта у детей
складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно
способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает
широту интересов и любознательность, что является базовыми ориентирами
федеральных образовательных стандартов.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;

3

 Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
 Концепция развития дополнительного образования до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №
678-р);
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
 План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (утвержден распоряжением Правительства Российской
Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Письмо Министерства образования и науки РФ
09-3242 «О направлении информации» (с
рекомендациями
по
проектированию
общеразвивающих
программ
(включая
программы)»;

от 18.11.2015 №
«Методическими
дополнительных
разноуровневые

4

1.2. Направленность программы
Программа носит художественную направленность.
Новизна программы состоит в том, что дети учатся основным техникам
сразу нескольких ремесел: рисованию, лепке, конструированию,
изготовлению поделки из самых различных материалов. Это технически
помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством
создания поделки практически из любого материала. Работая с разными
материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой,
приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.
Актуальность.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является
одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем
условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на
первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как
игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес
к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация
труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного
возраста, а именно:
• желание практически действовать с предметами, которое уже не
удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а
предполагает получение определенного осмысленного результата;
• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно
использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с
подручными материалами, которая включает в себя различные виды
создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В
процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности
их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе
создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета,
формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и
явлениях окружающей жизни.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить
общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги,
ткани, листьев, коробок, семян, пластилина, теста и т.д.
Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они
удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время
воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата.

5

Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками,
выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим
испортить поделку.
Педагогическая целесообразность:
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
Методы и приемы обучения.
Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на
занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные,
практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
 Словесные:
- рассказ;
- беседа;
- объяснение;
- художественное слово;
- образное слово (стихи, загадки, пословицы);
- поощрение;
- анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
 Наглядные:
использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий,
пособий.
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету
(выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий
наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия
ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В
конце занятия наглядность используется для подкрепления результата,
развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
 Практический прием:
Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление
поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание
вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и
проговаривать действия.
Для того чтобы детские работы были интересными, качественными,
имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность
детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности
не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления
собственной фантазии.

6

Цели и задачи программы:
Цель: Всестороннее интеллектуальное и художественно-эстетическое
развитие детей в процессе овладения элементарными приемами
конструирования из различных материалов.
Задачи программы:
 Обучающие: · формировать умения следовать устным инструкциям; ·
обучать различным приемам работы с различными видами материала; ·
знакомить детей с основными понятиями; · обогащать словарь ребенка
специальными терминами; · создавать композиции с изделиями.
 Развивающие: · развивать внимание, память, логическое и
пространственное воображение; · развивать мелкую моторику рук и
глазомер; · развивать художественный вкус, творческие способности и
фантазии детей; · развивать у детей способность работать руками,
приучать к точным движениям пальцев; · развивать пространственное
воображение.
 Воспитательные: · воспитывать интерес к конструированию; ·
формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки; ·
учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать
материал, содержать в порядке рабочее место.
Возраст детей: от 4 до 7 лет.
Возрастные особенности детей 4-5 лет
В трехлетнем возрасте ребенок переживает значимый для его развития и
социализации возрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает
осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к
самостоятельности, понимает то, что может многое сделать сам, без помощи
взрослого. Яркими проявлениями «кризиса трех лет» являются: негативизм,
упрямство, строптивость.
Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется
проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность
к взрослому, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам.
Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости - он может сопереживать,
утешать сверстника, помогать ему, стыдиться своих плохих поступков.
Дети 3-4 лет усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с
определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»),
могут увидеть несоответствие поведения другого ребёнка нормам и правилам
поведения.
Основным видом деятельности трехлеток становится игра и происходит
переход от «игры рядом» к «игре вместе».
Возрастные особенности детей 5-7 лет
Дети старшего дошкольного возраста имеют спокойный эмоциональный фон
восприятия. Их чувства все еще непроизвольны и переменчивы, но
восприятие уже не столь эффективно окрашено, как у малышей помладше.

7

Они способны предвидеть последствия своих поступков и реакцию на них
окружающих. Они умеют предугадывать оценку взрослых — похвалу или
неодобрение — и переживают по этому поводу. Детям удаётся успешно
распознавать чужие эмоции. Особенно легко они выявляют положительные
переживания, такие как радость и восхищение. Пытаясь определить
настроение человека, ребёнок руководствуется в основном выражением лица
собеседника, не придавая особого значения позе и жестикуляции. В этом
возрасте ребёнок все ещё плохо осознает свои чувства и почти не умеет
владеть собой. Его эмоции ярки, мгновенно вспыхивают и быстро затухают.
За бурным весельем могут последовать неожиданные слёзы, а через минуту
на лице снова появится улыбка.
Детям старшего дошкольного возраста уже хорошо известно чувство
сопереживания, они способны проявить деятельную заботу по отношению к
близкому человеку. Старшие дошкольники не провоцируют сознательно
конфликтных ситуаций. В данном возрасте ребенок уже может подчинять
свои желания требованиям коллектива.
Сроки реализации:8 месяцев.
Форма обучения – очная.
Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 4 до 7 лет .
Форма организации деятельности: групповая
Режим занятий:Средний дошкольный возраст (4-5 года) – 20 мин 1 раза в
неделю. Старший дошкольный возраст (5-7 лет) – 30 мин 1 раза в неделю.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе, предполагается овладение
детьми такими знаниями, умениями и навыками, как:
• Освоение детьми нетрадиционных техник конструирования из различных
материалов.
• Умение работать с разными материалами.
• Умение следовать словесной инструкции педагога.
• Повышение уровня развития мелкой моторики и зрительно-моторной
координации.
• Стойкий интерес и желание у детей, экспериментировать, сочетая разные
виды материалов в работе.
• Овладение культурой труда и навыками работы в коллективе.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
Выставка детских работ― «Что умею, не скажу, а как сделать покажу».
Участие в выставках и конкурсах различного уровня, открытые занятия,
мастер-классы для родителей и педагогов.

2. Учебно- тематический план программы
Средний возраст (4-5 лет)
8

месяц

Наименование
раздела

Количество
занятий в
месяц

теория

практика

октябрь
ноябрь

экопластика
Пластика (работа
с пластилином,
соленым тестом,
глина)
Изготовление
новогодних
поделок,
различные
техники
Работа с бумагой
Различные
техники
рисования
Работа с тканью и
нитками
Работа
нетрадиционными
материалами
Техника плетения

4

1

3

4

1

3

4

1

3

3
4

1
0,5

2
3,5

4

0,5

3,5

4

1

3

4

1

3

31

7

24

декабрь

январь
февраль

март
апрель

май
Итого в год

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
месяц

октябрь
ноябрь

декабрь

январь
февраль

март

Наименование
раздела

Экопластика
Пластика (работа
с пластилином,
соленым тестом,
глина)
Изготовление
новогодних
поделок,
различные
техники
Работа с бумагой
Различные
техники
рисования
Работа с тканью и

Количество
занятий в
месяц

теория

практика

4

1

3

4

1

3

4

1

3

3
4

1
0,5

2
3,5

4

0,5

3,5
9

апрель

май

нитками
4
Работа
нетрадиционными
материалами
Техника плетения 4

Итого в год

31

1

3

1

3

7

24

3.Содержание программы.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей детей
дошкольного возраста.
Занятия вносят вклад в психическое развитие ребенка, способствуют
развитию пространственных представлений, практическому освоению
некоторых представлений, физических закономерностей, познанию свойств
различных материалов. Ребенок обладает разнообразными способами
практических действий, приобретает так называемую ручную умелость.
Использование на занятиях художественного слова, музыкальных отрывков
создает определенные условия, при которых происходит формирование
эстетических чувств детей. Занятия способствуют познанию окружающей
действительности, развивают пространственно – конструктивное мышление,
зрительную память, мелкую моторику руки, речь.
У ребенка появляется созидательное отношение к окружающему, что
является важнейшей предпосылкой для последующей трудовой
деятельности.
Программа способствует:
· Развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;
- Помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в
жизни;
· Формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного
искусства в жизни;
· Освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
· Обучению практическим навыкам художественно – творческой
деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и
замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом
возможных художественных средств;
· Созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе
взаимопонимания коллективной работы.

10

Дети на занятиях овладевают необходимыми в жизни приемами ручной
работы с различными материалами (бумагой, картоном, природным
материалом, тканью). Заготавливают природный материал (сбор, сушка,
окраска), подготавливают бумагу (окрашивание, скатывание круглых и
овальных заготовок).
Занятия по ручному труду позволяют удовлетворить основные потребности
ребенка, а именно: желание практически действовать с предметами, которое
предполагает получение определенного осмысленного результата; желание
чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и
что способно вызвать одобрение окружающих.
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных
материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми
основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие
задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием
творчества детей.
Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым
материалом: тканью и бумагой провести занятия по знакомству со
свойствами этих материалов. При обучении различным способам
преобразования материалов наиболее значительное место среди
используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления
поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением
своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят
все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с
различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный
показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по
себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию
комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях
художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более
увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое
использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей,
которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества
дошкольников.
В результате обучения по данной программе дети:
· научаться различным приемам работы с разными видами материала;
· научаться следовать устным инструкциям;
· будут создавать композиции с изделиями, выполненными из различных
видов материала;
· разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
· разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
· разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;
· познакомятся с различными техниками работы ;
· овладеют навыками культуры труда;

11

· улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы
в коллективе.
· наглядный (рассматривание иллюстраций, схем-карт и т.д.)
4.Ресурсное обеспечение программы
1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо
мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи,
проводятся беседы.
2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют
форму, обращают внимание на цвет, структуру.
3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
4. Объяснение приёмов создания, Важно побудить детей к высказыванию
предложений о последовательности выполнения задания, отметить
особенности работы с данным материалом.
5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
6. Самостоятельное изготовление поделки.
7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.
8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
5. Список использованной литературы
1. Пантелеев Г.Н. Детский дизайн. Издательство: М.: Карапуз-Дидактика;
ТЦ Сфера Год: 2006
2. Давыдова, Г. Н. Детский дизайн. Поделки из бросового материала / Г.
Н. Давыдова ; [редактор Л. Г. Зюлькова]. - Москва : Скрипторий 2003,
2006.
3. Корчаловская Н.В., Поевина Г.Д. Комплексные занятия по развитию
творческих способностей дошкольников. — Ростов-на-Дону:
«Феникс», 2003.
4. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Детство-пресс,
1999.
5. Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Комаровой
Т.С. —М.: Издательство «Российское педагогическое агентство», 1997.
6. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. — Ярославль: Издательство
«Академия развития», 1996.
7. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюдо. –
Ярославль:Издательство «Академия развития», «Академия К», 1998.

12

8. Планета — наш дом. Учебник-хрестоматия для дошкольников и
младших школьников. Авторы-составители Белавина И.Г., Найденская
Н.Г. – М.: Издательство«Лайда», 1995.7.
9. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи
дошкольников. –М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.8.
10.Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с
детьми 3-7 лет. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.

13

Приложение
Тематический перспективный план для детей среднего дошкольного
возраста
№ Тема занятия
п/п

Материалы

Октябрь. Экопластика
1

Подсолнухи

Засушенные листья
разных деревьев, готовые
шаблоны, клей

2

Волшебная птица

Шишки, пластилин,
готовые шаблоны, клей

3

Осенняя фантазия

Листья клена, дуба,
краски, кисти тонкие

4

Морской аквариум

Листья различных
деревьев, картон, клей
ПВА, ножницы, краски,
тонкие кисти

Программное содержание
Учить детей создавать
несложную композицию,
отрабатывать приемы
наклеивания. Вызвать интерес к
самостоятельному поиску и
выбору изобразительновыразительных средств.
Развивать мышление,
фантазию, мелкую моторику
рук, развивать эстетическое
восприятие.
Создание ритмичного рисунка.
Формировать точные
графические умения, показать
зависимость декора от формы
листа. Познакомить с
необычным использованием
знакомых материалов.
Формировать точные
графические умения, показать
зависимость декора от формы
листа. Познакомить с
необычным использованием
знакомых материалов.

Ноябрь. Пластика (работа с пластилином, соленым тестом, глина)
1

Дерево жизни

Соленое тесто, шаблоны,
листьев, фрукты, шляпки
желудей

2

Черепашка

Глина, вода

3

Золотая рыбка

Пластилин, трафарет

Знакомство с новым
материалом, его свойствами.
Учить детей создавать в лепке
модели деревьев, передавая
пластическими средствами свои
представления об их внешнем
виде. Украшать композицию
используя разнообразный
природный материал.
Учить детей лепить черепаху,
передавая характерные
особенности внешнего вида,
экспериментировать с
художественными материалами
для изображения панциря
черепахи. Знакомство с видом
изобразительного искусства
контррельефом.
Подготовка фона для создания
композиции. Обучение
приемам примазывания,
смешивания, разных цветов
пластилина для получения
необходимого оттенка,
плавного перехода от одного
цвета к другому. Учить
14

4

Золотая рыбка
(часть 2)

Пластилин , трафарет,
соленое тесто.

работать с трафаретом.
Создание образа рыбки,
передавая ее характерные
особенности. Учить
планировать работу- отбирать
нужное количество материала,
определять способ лепки

Декабрь. Изготовление новогодних поделок, различной техники.
1

Волшебные
снежинки

Макароны различных
видов и форм, клей
концелярский, акриловая
краска белая, блестки

2

Елочка

Лента упаковочная,
шпажки деревянные,
капсулы от киндерсюрприза

3

Новогодние шары

Нитки разноцветные, клей
ПВА, шарики воздушные

4

Елочные игрушки

Мука, соль, вода, формы
для печенья и пластилина
для формирования
игрушек

Январь. Работа с бумагой
1

Бабочка

Картонные шаблоны,
цветная бумага

2

Волшебные узоры

Декоративная салфетка,
бумага креповая
разноцветная, клей

3

Гусеница

Основа из полоски
цветного картона,
цветные салфетки, клей
ПВА

Составление композиции из
различных повторяющихся
элементов. Формировать
умение создавать ритмичные
узоры, воспитывать
аккуратность при работе с
клеем
Закрепление приемов
бумагопластики, нанизывание
ленты на деревянную шпажку.
Развивать композиционные
умения, фантазию.
Знакомство с нетрадиционной
техникой работы с нитками,
накручивание ниток смоченных
клеем на объемную основушар. Побуждать к поиску
средств разной
выразительности.
Знакомство с соленым тестом,
способом его приготовления,
замешивания, раскатывания,
создание различных силуэтов с
помощью готовых форм.
Расширить спектр
скульптурных приемов лепки
Закрепление приема
скручивания в жгутик креповой
бумаги, расположение на
салфетке спиралью. Учить,
пользуясь клеем, правильно
закреплять элементы
композиции.
Знакомство с приемом
скручивания в жгутик
креповой бумаги,
расположение на салфетке
спиралью. Учить, пользуясь
клеем, правильно закреплять
элементы композиции.
Закрепление приема
складывания «гармошкой»,
скручивание шариков из
кусочков салфеток. Знакомство
с новым материалом (вата) и
способами работы с ним.
15

Побуждать к декоративному
оформлению созданного образа
с добавлением элементов
аппликации.

Февраль. Различные техники рисования
1

Витраж (1 часть)

Бумага, гуашь, кисти

2

Витраж (2 часть)

Бумага, гуашь, кисти

3

Морозные узоры

Жидкое цветное тесто,
деревянные шпажки,
тарелки одноразовые

4

Подводный мир

Бумага для акварели,
карандаши простые,
ластики

Март. Работа с тканью и нитками
1

Пушистики

Нитки для вязания,
картонная основа для
создания помпонов,
ножницы

2

Сердечко для
любимой мамочки

бумага цветная, картонная
основа, шаблон, клей,
ножницы

Знакомство с техникой витраж.
Рисование контура.
Воспитывать интерес к
искусству. Обогащать кругозор
детей. Учить рисовать кистью
кончиком кисти.
Развитие воображения. Учить
детей создавать образ из
частей. Развивать чувство
цвета (находить красивые
сочетания цветов и оттенков).
Знакомство с новой техникой
рисования по жидкому тесту
контрастными цветами.
Познакомить с приемом
«вливания одного цвета в
другой», познакомить с новым
приемом рисования
деревянной шпажкой по
жидкому соленому тесту
Знакомство с новой техникой
рисования с помощью ластика
по заретушированному простым
карандашом фону, развивать
чувство формы, пропорции.
Учить детей регулировать
нажим.

Учить детей передавать форму
и придавать ей
дополнительные черты
выразительности, в
соответствии с творческой
задачей (знакомство с приемом
формирования помпонов,
накручивание на картонную
основу разноцветных нитей).
Познакомить детей с
элементами техники квиллинг.
Учить детей скатывать полоски
бумаги. Ритмично располагать
заготовки на шаблоне.
16

Развивать восприятие
объемных форм в трехмерном
пространстве.
3

Кукла

Разноцветные отрезы
тканей, нитки,
деревянные палочки

Знакомство с приемами
изготовления тряпичной
куклы, складывание ткани,
обучение навыкам
закрепления нитками с
помощью узелков.

4

Яблочки

Картонные основы,
разноцветные нитки,
пушистая проволока

Обучения детей использованию
различных материалов и уже
знакомых техник при
изготовлении изделия,
передавая его характерные
особенности. Развитие
пространственного мышления
и воображения.

Апрель. Работа нетрадиционными материалами
1

Леопард

2

Ромашки

3

Стрекозы

4

Макарония

Распечатанный рисунок
леопарда на плотной
бумаге, клей ПВА,
пшено, греча

Знакомство с новой техникой
аппликации с использованием
нестандартных материалов.
Развитие глазомера, мелкой
моторики рук. Воспитывать
интерес к живой природе,
прилежность, аккуратность

Ватные диски, клей,
ножницы, цветной
картон

Учить использовать новый
материал, работать с ним
разными инструментами
(складывать и наклеивать).
Создавать композицию
используя одинаковые
части, развивать чувство
ритма, эстетический вкус.

Ложки деревянные
бумага с контуром
крыльев, ножницы,
клей, гуашь

Макароны разных
видов. картонная

Знакомить с приемами
использования бросового
материала. Учить детей
самостоятельно и творчески
отражать свои представления
создаваемом образе разными
изобразительновыразительными средствами.
Развивать комбинаторные и
композиционные умения
детей: составлять изображение
17

из нескольких частей, красиво
размещать на основе.
Воспитывать
самостоятельность
инициативность.

Май.
Техники
плетения.
1

Цветок
Победы

Шнур, нитки, бумага

2

Одуванчики

Нитки, шнур, бумага

3

Браслетикамулетик

Разноцветные нити,
английские булавки.

4 Божья коровка

нитки

Знакомство с техникой
плетения использованием
нестандартных материалов.
Развитие глазомера, мелкой
моторики рук. Воспитывать
интерес к живой природе,
прилежность, аккуратность.
Учить детей создавать
цветочные композиции
комбинированным способом.
Развитие фантазии и
пространственного
мышления
Обучать умению плести
браслеты из узелков используя
технику макраме. Делать на
концах косички и закреплять
их с помощью узелков
Развивать комбинаторные
и композиционные умения
детей: изготавливать
игрушку на основе
помпона.

18

Тематический перспективный план для детей старшего возраста
№ Тема занятия материалы
п/п
Октябрь. Экопластика
«Подсолнухи»
Листья деревьев,
1

готовые шаблоны, клей

Программное содержание

Учить детей создавать несложную
композицию, отрабатывать
приемы наклеивания. Вызывать
интерес к самостоятельному
поиску и выбору изобразительновыразительных средств
Развивать мышление, фантазию,
мелкую моторику рук, развивать
эстетическое восприятие.
Скатывание пластилина
«колбаской», шариком.
Использование приема
примазывания, вытягивания

2

Волшебная птица

Шишки, пластилин,
готовые шаблоны, клей

3

Осенняя открытка

Засушенные разных
деревьев, готовые
шаблоны, клей

Продолжать формировать
аппликативные умения в
приложении к творческой задаче,
воспитывать художественный
вкус.

4

Осенняя фантазия

Листья клена, дуба,
краски, кисти тонкие

Создание ритмичного рисунка.
Формировать точные графические
умения, показать зависимость
декора от формы листа.
Познакомить с необычным
использованием знакомых
материалов.

Соленое тесто, шаблоны
листьев, фруктов,
шляпки желудей

Знакомство с новым материалом,
его свойствами. Учить детей
создавать в лепке модели
деревьев, передавая
пластическими средствами свои
представления об их внешнем
виде. Украшать композицию
используя разнообразный
природный материал
Закреплять приемы работы с
пластилином: скатывание,
расплющивание. Познакомить с
новым способом лепки из
пластина методом скручивания.

Ноябрь. Пластика
Дерево жизни
1

2

Розочки

Пластилин, цветной
картон

19

3

Веселые зверята

Пластилин, трафарет

4

Крендельки

Соленое тесто, стека

Показать возможность
моделирования формы изделия.
Создание образов животных,
учитывая их характерные
особенности. Закрепление
навыков работы с пластичным
материалом. Комбинирование
техники лепки
Учить детей использовать
разнообразные приемы лепки:
скатывание, скручивание,
приипывание, примазывание

Декабрь. Изготовление новогодних поделок, различные техники
1

Письмо Деду
Морозу

Шаблоны открыток,
вата, клей, цветная
бумага, фломастеры

2

Новогодние шары

Нитки, клей ПВА,
шарики воздушные

3

Елочные игрушки

Мука, соль, вода, формы
для печенья и
пластилина для
формирования игрушек

Знакомство с соленым тестом,
способом его приготовления,
замешивания, раскатывания,
создание различных силуэтов с
помощью готовых форм

4

Декорирование
игрушек

Готовые формы
игрушек, краски, кисти,
клей с блесками

Закрепление приемов
раскрашивания. Учить оформлять
созданные формы ритмом
красочных мазков и пятен.
Развивать чувство цвета
(находить красивые сочетания
цветов и оттенков в зависимости
от фона).

Январь. Работа с бумагой
Снежные
Бумага белая, картон
1
вершины

2

цветной, клей

Кошечки и котики Бумага офисная цветная
(или бумага для
оригами)

Формирование Деда Мороза,
используя шаблон, вату и цветную
бумагу. Учить дополнять работу
рисованными элиментами
Знакомство с нетрадиционной
техникой работы с нитками,
накручивание ниток смоченных
клеем на объемную основу - шар.
Побуждать к поиску средств
образной выразительности

Формировать навыки создания
объемной композиции из мятой,
жатой бумаги. Воспитывать
интерес к природе. Расширить
спектр технических приемов
работы с бумагой.
Закрепление приемов
складывания бумаги способом
оригами, развитие
пространственного мышления.
20

Координация работы обеих рук.
Инициировать декоративное
оформление готовой работы.

3

Волшебные узоры

Декоративная салфетка,
бумага креповая
разноцветная, клей

Знакомство с приемом
скручивания в жгутик креповой
бумаги, расположение на
салфетке спиралью. Учить,
пользуясь клеем, правильно
закреплять элементы
композиции.

Февраль. Различные техники рисования.
Витраж (1 часть)
Бумага, гуашь, кисти
Знакомство с техникой витраж.
1

Рисование контура. Воспитывать
интерес к искусству. Обогащать
кругозор детей. Учить умело
рисовать кистью, рисовать
кончиком кисти

2

Витраж (2 часть)

Бумага, гуашь, кисти

Развитие воображения. Учить
детей создавать образ из частей.
Развивать чувство цвета
(находить красивые сочетания
цветов и оттенков).

3

Подводный мир

Бумага для акварели,
карандаши простые,
ластики

Знакомство с новой техникой
рисования с помощью ластика по
заретушированному простым
карандашом фону, развивать
чувство формы, пропорции. Учить
детей регулировать нажим.

4

Фантастические
цветы

Бумага белая и цветная
(тонированная) для фона,
художественные
материалы на выбор
детей .

Вызвать интерес к рисованию
фантазийных цветов по мотивам
экзотически приёмы
видоизменения их растений.
Показать декорирования лепестков
с целью создания оригинальных
образов. Развивать творческое
воображение, чувство
цвета(контраст, нюанс) и
композиции. Активизировать в
речи детей прилагательные
(качественные и сравнительные).
Пробудить интерес к цветковым
растениям, желание любоваться
ими, рассматривать и переносить
полученные представления в
художественную деятельность.

21

Март . Работ с тканью и нитками
Сердечко для
бумага цветная,
1

любимой мамочки картонная основа,
шаблон, клей, ножницы

Познакомить детей с элементами
техники квиллинг. Учить детей
скатывать полоски бумаги.
Ритмично располагать заготовки
на шаблоне. Развивать восприятие
объемных форм в трехмерном
пространстве

2

Закладка

Картон с контуром,
разноцветные полоски
ткани

Знакомство детей с новой
техникой – плетение. Развитие
мелкой моторики руки.
Синхронизировать работу обеих
рук

3

Цветиксемицветик

Круглая основа из
картона с дырочками,
нитки для вязания,
ножницы, клей

Продолжать формировать
умение детей работать с
ножницами и нитками с
использованием элементов
макраме. Синхронизировать
работу обеих рук, воспитывать
усидчивость, терпение

4

Мороженое рожок Разноцветные отрезы
ткани, синтепон, нитки,
клей, цветные конусы из
картона

Продолжать формировать умение
детей работать с тканью
ножницами. Обогащать опыт
сотрудничества и сотворчества при
создании композиции.

Апрель. Работа нетрадиционными материалами.
НЛО
Плотный картон,
1
Учить детей создавать различные
пластилин холодных
оттенков, упаковки от
йогуртов, деревянные
палочки и др.

летательные (космические)
аппараты конструктивным и
комбинированными способами
используя разнообразные
материалы и знакомые способы
соединения деталей. Развитие
фантазии и пространственного
мышления.

2

Кит

Бумага цветная, клей,
ножницы, цветной
картон, глазки

Учить работать детей с шаблоном,
придавать бумаге объемную
форму путем складывания и
склеивания в определенных
местах. Дополнять форму
деталями. Развивать воображение
пространственное, мышление.

3

Стрекоза

Ложки деревянные
бумага с контуром
крыльев, ножницы, клей,
гуашь

Продолжать знакомить с
приемами использования
бросового материала. Продолжать
учить детей самостоятельно и
22

творчески отражать свои
представления создаваемом образе
разными изобразительновыразительными средствами.

4

Мальвина и
Буратино

Ложки пластиковые,
конус из картона, гуашь,
пластилин

Май. Техники плетения
Цветок Победы
Шнур, нитки, бумага
1

2

Божья коровка

Шнур, нитки, бумага

3

Березка

Шнур, нитки, бумага

4

Летний день

Композиция, групповая
работа

Учить создавать образ, используя
пластилин и ложки как основу.
Закреплять умения детей
применять разнообразные
способы лепки для получения
художественного образа.
Дополнять работу деталями
Знакомство с техникой
плетения использованием
нестандартных материалов.
Развитие глазомера, мелкой
моторики рук. Воспитывать
интерес к живой природе,
прилежность, аккуратность.
Развивать комбинаторные и
композиционные умения детей:
изготавливать игрушку на
основе помпона. Воспитывать
самостоятельность
инициативность.
Выкладывание изображения на
картоне, Развитие фантазии и
пространственного мышления
Учить детей самостоятельно и
творчески отражать свои
представления создаваемом
образе разными изобразительновыразительными средствами.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».