Программа Пластилинография 2023-2024

СТРУКТУРА
1.

КОМПЛЕКС
ОСНОВНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
-Пояснительная записка……………………………………………………………………………2
-Направленность Программы……………………………………………………………………...2
-Новизна

Программы….……………………………………………………………………………………….3
-Актуальность Программы…………………………………………………………………………3
-Педагогическая целесообразность Программы…..…………………………………………..3
-Цели и задачи Программы……………………………………………………………………3
-Отличительные особенности Программы……………………………………………………..4
-Паспорт Программы……………………………………………………………………………….4
-Содержание Программы……………………………………………………………………………4
-Планируемые результаты…………………………………………………………………………..6
КОМПЛЕКС
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
-Календарно-тематический
план…………………………………………………………7
-Условия реализации Программы……….……………………………………………………….19
Формы аттестации………………………………………………………………………………....19
Оценочные
материалы…………………………………………………………………………19
Методические
материалы………………………………………………………………….20
Особенности организации Рабочей Программы………………………………………….21
2.

3. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение1.
Таблица
смешивания
цветов…………………………………………..22
Приложение2. Формы занятий по каждому разделу………………………………………22
Приложение3. Работа с родителями…………………………………………………………24
Приложение4. Диагностическая карта уровня развития художественно-творческих
способностей……..................................................................................................................................24

2

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Пластилинография»
разработана на основе следующих нормативных документов:
 Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»,
 Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»,
Санитарными
правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением
Главного государственного санитарного
врача России от 28.09.2020 № 28,
 Санитарными
правилами
и
нормами
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного
врача России от 28.01.2021 № 2; 4;
 Письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей».
Программа разработана на основе Программы Г.Н. Давыдовой
«Пластилинография для детей в детском саду».
Направленность программы «Пластилинография» по содержанию
является художественной;
по функциональному
предназначению-художественно– прикладной;
по форме организации - кружковой; по времени реализации – годичной.
Новизна программы «Пластилинография» в дошкольном учреждении –
один из наиболее
редко
практикующихся
видов
изобразительной
деятельности, так как не является обязательным в программах дошкольного
образования.
Данная Программа позволяет объединить традиционную лепку, ее
приемы и нетрадиционные способы работы с пластилином, декоративным
материалом, тем самым расширить творческие возможности ребенка. Необходимо
отметить, что существующие программы по пластилинографии представлены
в виде занятий на отдельные, разрозненные темы, тогда как данная
Программа представляет собой комплекс занятий по блокам, приближенна к
комплексно-тематическому планированию детского сада, обогащает, дополняет и
расширяет знания детей, полученные в процессе образовательной деятельности.

3

Актуальность программы
Учеными доказано, если развитие двигательной активности рук
отстает от нормального течения, то задерживается и речевое развитие.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными
предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства. Одним из
помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является
пластилин. Развитие фантазии у детей тесно связано с развитием
интеллектуальных способностей. В процессе занятий с пластилином ребенок
проявляет творческие способности, которые благотворно влияют на
формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Педагогическая целесообразность программы
«Пластилинография» объясняется тем, что в ней основной материал пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки),
следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная
техника хороша тем, что она доступна детям разного возраста, позволяет быстро
достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество
детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для
работы с детьми.
Занятия представляют большую возможность для развития и обучения
детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание,
память,
мышление,
а
также
развитию
творческих
способностей.
Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной
ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть, тех школьно-значимых
функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся
планировать свою работу и доводить её до конца.
Цель и задачи Программы
Цель Программы: развитие ручной умелости у детей старшего
дошкольного посредством пластилинографии.
Задачи
Программы:
Обучающие:
 Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
 Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять
приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного
применения.
 Дать теоретические знания и формировать у дошкольников практические
приемы и навыки работы с пластилином.
Развивающие:

Способствовать развитию познавательной активности, развитию
творческого мышления, воображения, фантазии.
 Способствовать развитию пространственного представления и цветового
восприятия.

Развивать художественный вкус,
4

фантазию,изобретательность.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:

Содействовать воспитанию у детей интереса к художественнотворческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и
навыками в работе с пластилином.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
 Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
* Воспитывать у дошкольников интерес к изобразительной
деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь,
формировать навыки сотрудничества.
- Отличительные особенности программы
Программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей:
Познавательное развитие: осуществляется знакомство с природой, с
явлениями общественной жизни.
Социально-коммуникативное развитие: развивается общение и
взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, становление
самостоятельности и целенаправленности, формирование позитивных установок к
различным видам труда и творчества.
Речевое развитие: осуществляется обогащение словаря, звуковой культуры
речи, общение.
Физическое развитие: дети выполняют упражнения пальчиковой гимнастики,
способствующие развитию мелкой моторики обеих рук, выполняют гимнастику
для глаз.
Художественно-эстетическое
развитие:
используются
произведения
познавательной направленности, все виды образовательной деятельности
направлены на решение эстетических задач.
Паспорт программы:
Возраст детей - Программа рассчитана на детей старшего дошкольного
возраста. Срок реализации программы - 1 год.
Форма детского образовательного объединения кружок. Форма обучения - очная.
Режим организации занятий -1 раз в неделю по 30 минут.
Содержание программы:
№п/ Наименование
п
разделов и тем

Учебный план:
Количество часов
всего
теория

практика

Кол-во мин
занятий

5

1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10

2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7

«Осень»
«Гроздь рябины»
«Яблоки поспели»
«Грибы- грибочки
выросли в лесочке»

«Осенние деревья»
«Кленовые листья»
«Консервированные
фрукты»
Ежик с грибами»
«Астры и
хризантемы»
«Осенний букет для
мамы»
«Осенний лес»коллективная работа
«Зима»
«Снежинка»
«Снегурочка»
Игрушка
новогодняя»
«Елка новогодняя
огоньками светится»
«Зимняя картина»
«Снеговик»
«Творю, что хочу»

1
1
1
1

30
30
30
30

10
10
10
10

20
20
20
20

1
1
1

30
30
30

10
10
10

20
20
20

1

30

10

20

1

30

10

20

1

30

10

20

1

30

10

20

1
1
1
1

30
30
30
30

10
10
10
10

20
20
20
20

1

30

10

20

1
1
1

30
30
30

10
10
10

20
20
20

1
1

30
30

10
10

20
20

1
1

30
30

10
10

20
20

1

30

10

20

1

30

10

20

1
1
1

30
30
30

10
10
10

20
20
20

(самостоятельная дея-ть
детей)

2.8
2.10

3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6

«За окошком
снегири»
«Пингвинчик»

«Весна»
«Украшение для
мамы» (тематическое)
«Весна идет, весне
дорогу»
«Фиалочки в
горшке»
«Подснежники»
«Бабочки, жучки»
«Тюльпаны»
«Божья коровка на

6

3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
3.12

ромашке»
«Цветущая веточка
яблони»
«Незабудки»
«Земляничка»
«Весенняя полянка»
(коллективная работа)

Итого:

1
1

30
30

10
10

20
20

1

30

10

20

1
1
1

30
30
30

10
10
10

20
20
20

34

10,20

340

11,3

Планируемые результаты
 Дошкольники овладеют теоретическими знаниями и навыками по курсу
обучения.
 Будут свободно пользоваться инструментами и материалами,
необходимыми для работы с пластилином
 Будут владеть различными техническими приемами и способами
лепки.
 Научатся самостоятельно изготавливать из пластилина картины.
 Разовьют познавательные, творческие и художественные способности,
самостоятельность.
 Выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить
ручной труд.
 Получат навыки совместной работы.
Условия реализации программы
Материалы, используемые в
пластилинографии:
- Пластилин (разных цветов);
- Пластиковые дощечки для выполнения работ;
- Стеки;
- Картон (однотонный и цветной), плотный;
- Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево,
стекло, пластик;
- Бросовый материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага
разной фактуры, фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, пайетки.
Большая
часть
дидактического
материала
изготавливается
самим
педагогом: индивидуальные комплекты
дидактического материала для
каждого ребёнка, таблицы-памятки, схемы, технологические
карты, информационные бюллетени; альбомы с образцами, фотографиями.
Формы аттестации
Способами контроля

над

успешностью

реализации

программы,
7

являются контрольные занятия, на которых обучающиеся выполняют
задания, согласно пройденным темам и получают оценку: «высокий уровень»,
«средний уровень», «низкий уровень». Результаты фиксируются два раза в год в
диагностической карте.
«Высокий уровень» определяется при исчерпывающем выполнении
поставленной задачи, за безупречное исполнение задания, в том случае, если
задание исполнено ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме.
Выявлено свободное владение материалом, объём знаний соответствует
программным требованиям.
«Средний уровень» определяется при достаточно полном выполнении
поставленной задачи (в целом), за хорошее исполнение задания, том случае,
когда обучающимся демонстрируется достаточное понимание материала,
проявлено индивидуальное
отношение,
однако
допущены
небольшие
неточности. Допускаются небольшие
погрешности,
не
разрушающие
целостность
выполненного
задания. Дошкольник в целом обнаружил
понимание материала.
«Низкий уровень» определяется при демонстрировании достаточного
минимума в исполнении
поставленной
задачи,
когда
дошкольник
демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное
исполнение элементов задания. Требования выполнены с большими
неточностями и ошибками. Выявлен неполный объём знаний, пробелы в
усвоении отдельных тем.
Оценочные материалы
Диагностика (2 раза в год) в начале года и в конце.
Метод наблюдения (на занятиях).
Участие в выставках детского
сада.
Методические материалы
1. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно –
прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В.
Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д:
Феникс, 2006. – 347 с.
2. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж:
НПО «Модек», 1997.
3. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина» -Ярославль: «Академия развития», 1998г.
4. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий
2003г», 2006.
5. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.:
Издательство «Скрипторий», 2007.
6. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008, 80 стр..
7. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. Издательство
«Скриптория-2003» 2011, 72 стр..
8

8. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007
9. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.»)
(Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
10. Лебедева Е. Г. «Простые поделки из бумаги и пластилина». Издательство:
Айрис-пресс. 2008
11. Лыкова И.А. «Лепим игрушки: Лепка из пластилина. Мастерилка».
Издательство: Мир книги. 2008
12. Лыкова И.А. Я Будущий скульптор. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги»,
2008г. – 48 с. – илл.
13. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. — М.: АСТ СПб: Сова, 2006
14. Р.Орен. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон.
2010 15. Паньшина И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с.,
ил.
16. Перевертень, Г.И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач.
классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
17. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В.
А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
18. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр.- СПб.: КРИСТАЛЛ,
1997 19. Румянцева, Е.А Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание:
дети!" 2009
20. Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] /
Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
21. Стародуб К.И.,Ткаченко Т.Б. Пластилин. Издательство Феникс. 2003
22. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. Ростов-на-дону:
Издательство «Феникс», 2003
23. Узорова О. В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. М.: Астрель-АСТ-Ермак,
2004 24. Шкицкая, И. О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009
25. Чернова Е.В. Пластилиновые картины/Е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс,
2006. – 48с. – (Город мастеров).
Особенности организации
Рабочей Программы
Этапы работы.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько
этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определенные задачи.
Подготовительная часть.
Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых
принадлежностей).
Вводная часть: беседа, мобилизация
внимания, создание эмоциональной
заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности
детей, рассматривание образца.
Тактильно-двигательное восприятие, анализ объектов изображения (натуры или
образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или
выявление сюжета рисунка (в тематическом занятии).
9

Физкультурная
пауза.
Основная часть.
Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы
обучения (планирование деятельности).
Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения,
предупреждение возможных ошибок.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности; просмотр и развернутый
анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на
достоинствах и ошибках выполненных работ; оценка их детьми и педагогом.
Методы и приёмы.
-показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с
подробным объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;
-использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.);
фонограмм; -игровые приёмы;
-индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и
ребёнка; -обследование, рассматривание, наблюдение.
3 ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.

Таблица смешивания цветов
Розовый
Светло-зеленый
Темно- серый
Фиолетовый
Светло- серый
Салатовый (травянистый)
Охра

1/5 красного + 4/5 белого
1/3 желтого + 2/3 зеленого
3/5 черного+ 2/5 белого
1/3 красного+ 3/3 синего
7/8 белого + 1/8 черного
½ зеленого+ ½ желтого
1 желтого+1/2 коричневого

Мраморный: валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и
слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цветов.
Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного
цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами.
Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно.
Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять,
перемешать в одном шарике и рисовать.
Приложение 2.
Формы занятий по каждому разделу:
 Прямая пластилинография- изображение лепной картины на
горизонтальной поверхности.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной
формы (в виде шарика, колбаски).
10

2. Располагать их на горизонтальной
поверхности. 3. Затем расплющивать, соединяя
детали.
* Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной
картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением
контура).
Особенности выполнения работы:
1. Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность
(прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т. д.).
2. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур
рисунка.
3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной
формы (в виде шарика, колбаски).
4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения.
* Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с
использованием
«жгутиков». Особенности
выполнения работы:
1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.
2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.
3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.
4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность
изображения.
* Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с
на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
Особенности выполнения работы:
1. Для начала мы берем разные цвета пластилина.
2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили
так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от
темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке,
просто положить один слой на другой.
3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она
проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой. Или скатываем
колбаску и разрезаем ее.
Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной
поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.
Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной
поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.
2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого
объекта, соответствующего цвета.
3. Слегка прижать.
Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на
горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф,
контррельеф).
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям
11

чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает
полную свободу для самовыражения.
Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной
деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за
счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским
пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать
пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона, стекла или
пластмассы. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в
дошкольном учреждении может стать необычным решением задачи, развития мелкой
моторики рук дошкольников. Также рисование пластилином позволяет использовать
бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны)
материалы. Занятия в технике пластилинография помогают получить информацию о
разнообразии окружающего мира, уточняют представление о цвете, форме и размере
предметов, развивает воображение.
Приложение 3.
Работа с родителями.
№ Тема встречи
1

«Умелые
пальчики»

Форма проведения
встречи
Ознакомительная
беседа

2

«Мир на кончиках
пальцев»

Консультация для
родителей

Цель встречи
Представить
родителям
программу кружка.
Рассказать
родителям о
взаимосвязи

Время
проведения
Октябрь
Декабрь

12

Приложение 3
Работа с родителями
№

Тема встречи

Форма проведения
встречи
Ознакомительная беседа

1

«Умелые
пальчики»

2

«Мир на
кончиках
пальцев»

Консультация родителей

3

«Это мы
умеем»

Фотоотчет для
родителей о работе
кружка
«Пластилинография»

Цель встречи
Представить
родителям
программу
кружка
Рассказать
родителям о
взаимосвязи
развития
мелкой
моторики и
речи детей
Выставка
детских работ

Время
проведения
октябрь
декабрь

май

Приложение 4
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННО- ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Педагог __
Дата обследования: начало года (Н)
Конец года (К)
Показател
Ф
И
ребенка

Творчес
кая
активно
сть

Н

Новизна
оригина
льность

К Н К

Сенсорн
ые
способн
ости

Н К

компози
ция

Общая
ручная
умелость

самостоя
тельност
ь

Общее
Кол-во
баллов

уровень

Н

Н К

Н К

Н К

Н

К

_
_

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».